Главная   Мой профиль  Выход  Регистрация  Вход  RSS
Дзержинскому району города Новосибирска 80 лет

 

Дзержинский район в составе Новосибирска был образован постановлением ВЦИК 20 января 1933 года. Новому району города присвоили имя председателя ВЧК, наркома путей сообщения, председателя ВСНХ СССР Феликса Дзержинского.

 

Первоначально Новосибирск делился на три части: Вокзальную, Центральную и Закаменскую. Такого деления придерживались многие годы. В 1920 году к ним добавился новый, четвертый — Ипподромский — район. Он-то и стал основой будущего Дзержинского района. Это было связано с подготовкой к выборам в горсовет в апреле 1920 года. Деление произвели по географическому положению. Постепенно оно закрепилось и вошло в практику. После принятия решения о строительстве в Ипподромском районе завода горного оборудования городские власти сменили название района. Теперь он стал Горнозаводским.
 
Мало кто знает, что вначале территория, занимаемая в настоящее время Дзержинским районом, представляла собой далекую глухую окраину города, покрытую лесами и пересекаемую на юго-западе долиной реки Каменки, на которой в начале века стояли водяные мельницы. Там, где сейчас проходит проспект Дзержинского, шумели березы, на месте Центрального рынка был ипподром, а вместо парка «Березовая роща» — кладбище.
 
Можно сказать, что история Дзержинского района берет свое начало со строительства завода горного оборудования. Решение о его строительстве было принято в декабре 1930 года. Пуск первой очереди предприятия предусматривался в 1933 году. Стройку назвали ударной. Сюда, на окраину Новосибирска, из окрестных деревень стали съезжаться парни и девушки, крестьяне, разоренные коллективизацией, ехали и демобилизованные воины.
4 июля 1931 года на Каменской площадке состоялся митинг, посвященный закладке завода горного оборудования. Колонна демонстрантов из 350 человек несла впереди плакат: «Построим сибирский гигант черной металлургии — Новосибирский завод горного оборудования!» По проекту завод должен был выпускать ежегодно 1500 врубовых машин, 1350 лебедок, подъемные машины, конвейеры, вагонетки, оборудование для обогащения и сортировки угля
Строительство велось в очень тяжелых условиях — на необжитом месте, среди болот. Основными орудиями труда служили кирки и лопаты, а транспортом — лошади, впряженные в деревенские телеги. Первыми капитальными зданиями, появившимися на месте вырубленных деревьев, были заводоуправление и школа фабрично-заводского обучения. Работа шла на износ, авральными темпами. Не было ни одежды, ни нормального питания. Поначалу жили в землянках. Нарезанный пластами дёрн — это стены, на них по центру — бревно с уложенными на него досками — это крыша.
Со временем построили бараки-общежития, столовую-избушку и даже организовали молодежный клуб и футбольную команду. Одновременно шло строительство соцгорода, в котором строились кирпичные дома. В 1934 году завод был переименован в «Сибмашстрой».
Но особо бурный рост Дзержинского района начался с 1936 года, когда было принято решение перепрофилировать строящийся завод в «предприятие авиационной промышленности N 153». Инициатором такого решения стал Маршал Советского Союза Михаил Тухачевский. К тому моменту на заводе уже имелось 18684 кв. м производственных площадей и 2138 единиц оборудования, в том числе 108 единиц металлорежущих станков. На производстве работало 502 человека.
По проекту авиационный завод должен был выпускать 1500 самолетов-истребителей и 1200 бомбардировщиков в год. За 1937 год производственные площади и установленное оборудование увеличились более чем в два раза, а численность работающих — в 4,8 раза. К концу года уже были выпущены первые 27 истребителей И-16. В 1938 году построили 104 машины, а в 1939–1940-м завод довел выпуск самолетов до 503 машин. После трагической гибели Валерия Чкалова новосибирские авиастроители сами попросили Москву дать им право носить имя любимца страны. Ходатайство было удовлетворено.
Годы Великой Отечественной войны — особая страница в истории и Чкаловского авиационного завода, и Дзержинского района. Достаточно сказать, что выпуск самолетов возрос в 220 раз! А район приютил на своей территории более 20 эвакуированных предприятий из Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии.
После войны Каменское шоссе переименовали в проспект Дзержинского. С Золотой Горки начали исчезать землянки и бараки. В магазинах в свободной продаже появился хлеб. Вдоль проспекта Дзержинского возвели полногабаритные элитные пятиэтажки…
Сегодня территория района составляет 36,7 кв. км, численность населения – 166,3 тыс. человек. Ежегодный прирост населения – 1,7 %. Плотность населения – 4,5 человека на 1 кв. м. В районе 250 улиц и переулков протяженностью свыше 170 км. Протяженность транспортных магистралей – 400 км: действуют 6 троллейбусных, 9 трамвайных, 12 автобусных маршрутов. В Дзержинском районе 2 станции метро, 867 многоквартирных домов, более 6000 индивидуальных жилых домов; общая площадь жилого фонда – более 2613,7 тыс. кв. м. К 2015 году в районе должно быть построено еще 600 тыс. кв. м жилья.